Повреждения пластиковых байдарок случаются крайне редко, но все же случаются. Причиной таких повреждений могут служить такие факторы как эксплуатация в экстремальных условиях (сплавные каяки), сильные удары или нарочные повреждения третьими лицами.
За годы работы Интернет-магазина каяков Kayakmarket.com.ua и почти десяти сезонов работы целой сети пунктов проката каяков Каяк Каноэ Центр, нам уже доводилось сталкиваться на практике с необходимостью отремонтировать поврежденные полиэтиленовые каяки.
Причины повреждений были разные, в основном повреждения корпуса случаются на носовой части каяка на уровне ватерлинии - когда неопытные гребцы (а в 90% случаев люди садятся в каяк впервые) врезаются на полном ходу в металлические подводные или надводные преграды или с разгону выводят каяк носом на берег, а не причаливают боком как это полагается. Еще одной типичной травмой для полиэтиленовых каяков могут быть трещины в месте крепления сидения возле кокпита, как правило такие трещины могут появлятся после 4-5 лет експлуатации каяков в прокатах (в личном пользовании и при правильном хранении вам вряд ли удастся добится такого).
Также были случаи поломки сидения, которое вылито целиком в корпусе каяка и является его составной частью. Можно предположить, что кто-то из клиентов наступил на край сидения садясь или выходя из каяка, когда каяк упирался не на воду а на землю.
Еще одна причина надобности ремонта/пайки каяка - протирание килевой части на каяке если кто-то тянул его долгое время волоком по твердой поверхности. В зависимости от бренда и модели каяка килевая часть каяка можеть иметь специальную защитную накладку, если ее нет и вы часто тягаете свой каяк - ремонт просто неизбежен.
Также на нашей практике были случаи нарочной порчи каяков и "несчастніе случаи" когда каяки получати повреждения в следствии неправильной перевозки. Все перечисленные выше повреждения каяков были быстро устранены путем пайки пластика с помощью... зажигалки или обычного промішленного фена.
Приступая к ремонту полиэтиленового каяка
Сразу оговоримся - данный способ применим для полиэтиленовых каяков, которые изготовлены из однородного/однослойного полиэтилена по технологии ротомолдинга. Мы не пробовали (пока) ремонтировать каяки из полиэтилена типа сэндвич или другие каяки из специальных композитных материалов. Приступая к ремонту своего каяка описанным ниже способом вы берете на себя всю ответственность за результат.
Если вы паяете каяк зажигалкой - использовать нужно только качественные зажигалки (желательно типа BIC или Criket), которые заправлены качественным газом и не коптят. Дешевые зажигалки сильно коптят и оставляют на пластике копоть, которая не смывается и удаляется только со слоем материала.
Наиболее удобно работать в закрытом помещении, где нету сквозняка - пламя горит равномерно и не раздувается.
Всегда желательно иметь на подхвате запасную зажигалку для замены и/или чередования, поскольку зажигалку нужно держать довольно долго и она может сильно нагреться или расплавится. Также полезно иметь на подхвате бумажные полотенца или чистую тряпку и емкость с чистой водой - на случай если вам нужно будет быстро остудить пластик.
Если вы будете паять каяк при помощи промышленного фена - рекомендуем использовать фен с возможностью регулировки температуры обдува. Это позволит вам работать с более низкой температурой и не перегреть пластик.
Приступая к пайке вашего каяка предварительно вычистите и протрите насухо (просушите феном) место повреждения так, чтобы в месте спайки не было песка или ила.
Если нужно подвесьте каяк или положите на высокую опору. Вы должны иметь максимально удобный доступ к месту пайки.
Ремонт полиэтиленового каяка
После того как вы все подготовили можете смело зажигать зажигалку и подставлять огонь к поврежденному месту. Нагревайте само место повреждения, широкое пламя от зажигалки накроет примерно 2-3 см площади каяка, по 1-1,5 см в каждую сторону от места повреждения.
Пластик, который используется для изготовления ротомолдинговых каяков довольно устойчив к возгоранию и плавится довольно медленно - держите зажигалку до тех пор пока пластик в месте нагрева не начнет блестеть и отражать пламя. Когда пластик заблестел и вы увидели четкое отражение пламени - прижмите уже мягкий пластик боком зажигалки к корпусу каяка. При применении фена пользуемся тем же принципом - прогреваем место повреждения до того момента пока пластик начнет блестеть и отражать тен фена или другие предметы. На подхвате всегда нужно иметь плоский гладкий предмет для приглаживания места спайки, это может быть шпатель, лезвие ножа или даже ложка, в зависимости от того в каком месте вам нужно запаять трещину.
Сразу может и не получится, место спайки может быть заметно и с бугорками. Продолжайте равномерно разогревать корпус каяка в месте повреждения. Вскоре пластик станет мягким и очень пластичным. Он будет слипаться и начнет немножко провисать. Это очень важный момент! Когда вы увидите, что пластик начинает деформироваться - прекращайте нагревание. Доведенный до такого состояния пластик очень пластичен и его можно легко прижать к основному корпусу.
Если вы сделали все правильно - шва практически не будет видно.
Если в корпусе каяка образовалась дыра которую невозможно заделать или склеить из того пластика, который остался вокруг повреждения - отрежьте небольшую полосу пластика с кокпита каяка или из-под крышки багажного отделения каяка, разогрейте ее и приложите на место повреждения. Затем опять разогрейте пластик до того момента пока полоса и корпус каяка не начнут слипаться в однородную массу.
Ни в коем случае не позволяйте пластику закипать или таять! Такие деформации корпуса будут необратимы и вы не сможете исправить их в дальнейшем.
Как показала практика, накапывание горячим (расплавленным) пластиком на место повреждения не дает нужного эффекта. Расплавленный пластик не цепляется за холодный корпус и не прилипает к нему с достаточной силой. Такой шов разойдется при первой же серьезной нагрузке.
Меры предосторожности
1) промышленные фены нужно использовать с крайней осторожностью - вы можете очень быстро и слишком сильно нагреть большую площадь корпуса каяка и он деформируется. Восстановить прежнюю форму корпуса будет крайне сложно.
2) Не используйте газовые паяльники, зажигалки высокого давления и т.д. - пламя, которое они производят имеет слишком высокую температуру. В итоге верхний слой пластика уже начинает закипать и гореть или течь в момент когда основной слой корпуса еще не разогрет и не достиг той пластичности при которой можно делать спайку (P.S. проверено на практике). Вы можете непоправимо испортить корпус вашего каяка таким "орудием".
3) Не позволяйте полиэтилену течь и деформироваться - это сигнал, что вы слишком сильно нагрели полиэтилен.
4) Берегитесь ожогов - НЕ работайте в нейлоновых или резиновых перчатках. Лучше всего работать без перчаток - так вы будете лучше чувствовать как прогревается пластик. Также удобно работать в тонких кожаных строительных перчатках.
И на последок... Вы всегда можете найти в сети другие способа ремонта пластиковых каяков. Мы описали то, что испробовали сами и что работает.
Приятного вам каякинга! И не забывайте одевать жилет!
_______________________
© Все права защищены. Публикация изложенного материала в сети допускается только при размещении активной гиперссылки на источник. Любое использование в коммерческих целях или публикация - только с письменного согласия правообладателя.