Категории

Как выбрать весло для каяка (байдарки)?

Туристические весла для каякинга"...a good paddle should move effortlessly through the water."

(Werner Furrer Sr.)

"... хорошее весло должно проходить сквозь воду без усилий."

(Вернер Фаррер старший)

 

 

Как выбрать весло для каяка (байдарки)?

Очень часто при покупке каяка перед новоиспеченными каякерами постает задача не менее сложная и не менее важная, чем выбор каяка – это выбор самого весла для каяка, которым они будут грести.

На сегодняшний день выбор весел для каякинга (байдарочных весел) настолько велик, что без определенной подготовки и знаний довольно сложно определится. Ниже мы постараемся немного пролить свет на современное положение дел в среде весел для каякинга.

Начнем с того, что все байдарочные весла делятся по нескольким параметрам:

  • По типу хвата гребца – на праворучные («правые») и леворучные («левые»).
  • По форме лопастей – на весла с симметричными лопастями («симметрик») и весла с асимметричными лопастями («асимметрик»).
  • По назначению или по виду каякинга – на весла для прогулочного каякинга (рекреационные весла), весла для туристического и экспедиционного каякинга (туринговые весла), весла для сплавного каякинга (WW весла), спортивные  весла - для гребного слалома и гребли на гоночных байдарках (каяках).

Кроме этого все три категории весел (за исключением разве что весел для профессионального гребного спорта) могут быть изготовлены из разных материалов – дерево, дюраль, пластик, нейлон, стекловолокно, карбон и другие композитные материалы.

В данной статье мы сосредоточимся на описании и выборе весел для туристического и рекреационного каякинга.

«Правые» и «левые» весла. Разворот лопастей весла

Обычно, лопасти байдарочного весла имеют некоторый угол разворота, на подобие того как развернутые лопасти на двигателях винтовых самолетов. Это помогает уменьшить сопротивление воздуха, когда лопасть весла находится над водой.

Весла могут быть развернутые для правшей или для левшей («правое/праворучное» или «левое/леворучное» весло, чаще в среде каякеров говорят «правое» или «левое» весло).

Во время гребли вы никогда не зажимаете весло крепко обоими руками. Одна рука всегда крепко фиксирует весло и хват не меняется при выполнении гребков, а в другой руке веретено свободно проворачивается. Ведущей рукой вы контролируете угол разворота лопастей к воде во время гребли. То, какой рукой вы фиксируете весло и является главным критерием для определения того с каким хватом вы гребете – левым или правым.

Соответственно, термин «правое» весло или «правый хват» означает, что ваша правая рука фиксирует и поворачивает весло, а в левой руке веретено весла свободно проворачивается.

Если у вас «леворучное» весло или «левый хват», это означает, что весло вы фиксируете (зажимаете) в левой руке и поворачиваете весло левой рукой, а в правой оно, соответственно, свободно проворачивается.

Как определить какое весло у вас в руках – «правое» или «левое»?

Возьмите весло и положите его перед собой так, чтобы ближняя к вам лопасть лежала полностью на земле и смотрела глубокой частью вверх. Дальше обратите внимание на дальнюю от вас лопасть, если она повернута влево – то весло «леворучное», если лопасть повернута вправо – весло «праворучное».

По статистике и общих наблюдениях в мире существенно преобладают «правые» весла, левый хват традиционно распространен на территории бывшего СССР. «Левые» весла больше используют профессиональные спортсмены-байдарочники, которые начинали плавать еще при Союзе, а также люди, которые занимаются гребным слаломом и сплавным каякингом (white-water каякинг).

Современные разборные весла дают возможность менять угол разворота вправо или влево, тем самым приспосабливая каждое весло под правый или левый хват. Какой хват будет «правильным» для вас – определяете только вы, это больше дело привычки и личного опыта.

Что нам дает разворот лопастей весла?

Как уже было отмечено выше, разворот лопастей уменьшает сопротивление лопасти в воздухе. Если лопасть имеет разворот - она будет разрезать воздух ребром, неразвернутые лопасти будут "толкать" воздух. Это особенно ощутимо, когда вы гребете против встречного ветра.

Это утверждение было доказано на практике в профессиональном спорте - гребцы которые использовали развернутые лопасти имели явное преимущество перед теми, кто использовал неразвернутые лопасти. В результате - в гребном спорте сегодня используют только развернутые лопасти, поскольку они позволяют развивать большую скорость.

Когда вы гребете (особенно, если вы гребете динамично) – вы автоматически поворачиваете ваш корпус, вместе с этим поворачиваются также и лопасти весла. Если лопасти весла находятся на одной плоскости, то при гребке возможна ситуация когда лопасть будет резать воду ребром и у вас будет постоянная потеря энергии гребка, это также чревато потерей равновесия и опрокидыванием каяка. (Вы можете исправить это делая большой поворот спиной, но это довольно сложно и требует определенных навык в технике гребли).

Чтобы приводить вторую лопасть развернутого весла в рабочее положение нужно каждый раз выполнять небольшой поворот весла ведущей рукой - этот момент противники разворота лопастей считают причиной боли в кистях рук, однако практика показывает, что причиной больше является неправильная техника гребли или же прямое веретено весла, а не угол разворота. Как правило, люди которые много ходят на каяках, и у которых хорошо поставленная техника гребли - никогда не жалуются на боли в кистях рук.

Разворот лопастей влияет на то, под каким углом лопасть весла покидает воду. Если угол выбран правильно - лопасть будет легонько разрезать воду ребром и выходить из воды без усилий.

Можно кратко резюмировать что весла с развернутыми лопастями являются более эффективными и позволяют развивать большую скорость на каяке.

По результатам исследований американской компании WERNER (которая занимается производством туристических байдарочных весел с 1965 года), во время выполнения обычного гребка корпус гребца поворачивается примерно на 45°, поэтому угол разворота лопастей весла в 45° (вправо или влево) является наиболее оптимальным с точки зрения распределения нагрузки на тело человека и наиболее удобным. В то же время, в рекреационном каякинге очень популярный угол разворота в 60°, а среди каякеров, которые профессионально занимаются греблей, наиболее популярный угол разворота 80-90°.

Современные двухсекционные весла позволяют выбирать как минимум три позиции разворота лопастей весла (вправо/влево/«0»), так что вы всегда можете выбрать удобный для вас угол или же не разворачивать лопасти весла вообще. Мы рекомендуем выбирать развернутые весла поскольку они помогают развивать технику гребли.

Весла с симметричными лопастями («симметрик») и весла с асимметричными лопастями («асимметрик»)

Чтобы определить симметрию лопасти весла нужно условно разделить лопасть вдоль по оси на две части. Если обе части лопасти одинаковые – лопасть симметричная (первый рисунок), если же одна часть чуть больше другой – лопасть асимметричная (второй рисунок). Большинство современных лопастей имеют немного асимметричную форму, где лопасть немного скошена в нижней части.

Симметричная лопасть веслаАсимметричная форма лопасти весла. Нижний угол срезанный

 

 

 

 

 

 

Что нам дает симметрия или асимметрия лопасти весла?

При опускании лопасти весла в воду оно входит под определенным углом. Если лопасть весла имеет симметричную форму – то весло входит углом (если лопасть прямоугольная), и на начальном этапе гребка весло может грести углом, будет происходить потеря энергия, вы уже сделаете часть гребка пока весло начнет нормально работать.

Симметричные лопасти могут «вибрировать» при проведении гребка, особенно если это плоские лопасти квадратной формы, а сам гребок довольно медленный и длинный.

На практике весла с симметричными лопастями больше используются на пунктах проката из-за своей дешевизны и простоты, а также для сплавного каякинга, где нужны лопасти с большой площадью и мощным гребком.

Скошенные асимметричные лопасти погружаются в воду сразу широкой частью и гребок выходит более равномерный и плавный. С другой стороны, асимметричные лопасти могут иметь меньшую площадь и будут менее эффективные на бурной воде, где нужен более мощный гребок.

Весла с асимметричными лопастями хорошо подходят для туризма, поскольку они менее утомительные и позволяют грести намного дольше прилагая меньше усилий.

 

Весла для рекреационного и туристического каякинга

Исходя из технических и потребительских характеристик, которые нужны в том или ином виде каякинга, весла можно поделить на несколько категорий:

Рекреационные байдарочные весла – самые простые и самые неприхотливые весла. Их главный потребитель – это обычный рядовой каякер-любитель, который не ходит в длительные походы и для которого важна максимальная износостойкость весла при минимальной цене.

Весла для рекреационного каякинга как правило сделаны с применением дюралюминиевого веретена (анодированного или окрашенного) и пластиковых (полиэтиленовых) лопастей. Для облегчения веса весла лопасти также могут быть сделаны из полипропилена или нейлона и усилены стекловолокном. Места хвата часто обозначены черной термоосадочной лентой, также может быть сделан овал с одной стороны веретена для более удобной фиксации весла в ведущей руке.

В категорию рекреационных можно также отнести деревянные весла, которые сделаны из простых пород древесины.

Весла для рекреационного каякинга часто имеют симметричные лопасти и рассчитаны большей степенью на начинающих каякеров или же людей которые редко катаются на каяках. Такие весла также могут быть разборные 2-х, 3-х или даже 4-секционные с возможностью регулировки угла разворота лопастей на одну или две определенные позиции.

Основной недостаток рекреационных весел это сравнительно большой вес. Средний вес для рекреационного весла 1150-1450 грамм при длине 200-210 см. Иногда встречаются более легкие варианты, но это негативно отображается на износостойкости весла.

Плюсом рекреационных весел является их цена, средняя стоимость обычного дюралюминиевого весла колеблется в районе 35-55 Евро, в зависимости от количества секций и от материала лопастей.

Весла для туристического каякинга, или как их еще называют - туринговые весла. Более легкие, более комфортные в использовании, более надежные и значительно дороже чем рекреационные весла – так можно коротко охарактеризовать современные весла для туристического каякинга.

Современные туринговые весла изготавливаются полностью из композитных материалов таких как высокомодульное стекловолокно, карбон (углеволокно) и кевлар.

Стоимость хорошего весла для туристического каякинга стартует примерно от 100 USD и достигает 550-600 USD за топовые модели весел таких брендов как WERNER Paddles (США) или Lettmann (Германия).

Почему туристические байдарочные весла такие дорогие? Все дело в качестве материалов, весе весла а также – в гидродинамике лопастей. Чем легче весло – тем оно дороже.

Условно весла для туристического каякинга можно поделить на три группы:

  1. весла из более дешевых композитных материалов – имеют значительно меньший вес чем рекреационные дюралевые весла, но при этом качество таких весел может иногда не удовлетворять всех требований. Может присутствовать небольшой шат (люфт) в замках, примерно как в рекреационных разборных веслах. Лопасти имеют сравнительно небольшую толщину и сравнительно малый вес.

Веретено, как правило, изготовлено из стекловолокна или композитного материала, в месте хвата имеет овал для удобства определения правильного положения весла в руках. Лопасти могут быть изготовлены из композитного материала или нейлона с армированием стекловолокном или карбоновым волокном, и имеют относительно слабую жёсткость (слегка эластичны), что в свою очередь приводит к частичной потери энергии гребка. Средний вес таких весел примерно 950-1050 грамм. Стоимость – примерно от 100 до 250 USD в зависимости от материалов, качества сборки весла и бренда.

  1. весла из более дорогих композитных материалов – имеют более легкий вес и более жёсткие лопасти. Любые дефекты в таких веслах недопустимы. Средний вес такого весла – примерно 780-900 грамм при длине 210-220 см.

Стоимость – примерно от 300 до 400 USD в зависимости от материалов, изгиба веретена и бренда.

Весла такого класса могут иметь сверхтонкие лопасти из смеси стекловолокна и композитных смол или полностью изготовленные из карбонового волокна. Веретено имеет овал в местах хвата, как правило, изготавливается из стекловолокна, смеси стекловолокна и карбона или чистого карбонового волокна.

Веретено на таких веслах может иметь характерный изгиб для уменьшения нагрузки на кисти рук во время гребли.

  1. весла топ-класса для туристического и экспедиционного каякинга – самые совершенные, самые легкие и самые удобные в использовании байдарочные весла, но в то же время и самые дорогие.

Вес топового весла может достигать всего 650 грамм при длине 220 см., это более чем в два раза легче чем среднестатистическое рекреационное весло из дюралюминия и пластика. Стоимость весел в данном сегменте колеблется от 400 до 600 USD.

Изготавливаются такие весла из наилучшего карбонового волокна. В некоторых моделях лопасти имеют объемную форму, что придает лопастям позитивную плавучесть. Такие объемные лопасти при погружении их в воду сами выплывают, что значительно экономит расход энергии на длительных  расстояниях, вам не нужно вытаскивать лопасть весла из воды – она сама «выпрыгнет» и сделает за вас половину работы.

Почему настолько важен вес байдарочного весла?

Каждый раз, когда вы плаваете на каяке вы делаете примерно 1000 (!) гребков на одну милю (~1,6 км) (по данным исследований компании  WERNER). При этом за обычную двухчасовую прогулку на каяке вы проходите 5-7 км. Это примерно 4000 гребков.

У нас нету точной формулы для определения эквивалента поднятого веса, поэтому предлагаем просто умножить эту цифру на вес вашего весла и разделить на два – так вы получите примерный суммарный вес, который вам приходится поднимать, опускать и протягивать по воде за всю прогулку.

Для среднестатистического рекреационного весла весом в 1300 грамм эта цифра составит (грубо) 2600 кг., для хорошего туристического весла весом 900 грамм – 1800 кг., для топового туристического весла весом 670 грамм – всего 1310 кг.

А теперь представьте себе, что вы пошли в поход на каяке, и вам нужно пройти около 200-250 км. по воде с разной скоростью встречного течения и слабым боковым ветром. Такие факторы негативно влияют на вашу скорость и увеличивают число гребков которые нужно сделать для прохождения дистанции.

Если вы взяли в поход обычное рекреационное весло, то вам придется «поднять» за поход примерно 160-175 тонн суммарного условного веса;

Если у вас будет более легкое туристическое весло, то вам придется «поднять» примерно 115-120 тонн суммарного условного веса (экономия – до 50 условных тонн).

Если вы не пожалели денег и купили себе самое современное туристическое весло весом около 670-690 грамм, то вам нужно буте «поднять» за весь поход всего около 85-90 тонн условного веса. (экономия – до 80 условных тонн, почти в два раза).

Как видно из этих «грубых» вычислений, вес весла – это одна из важнейших его характеристик. Всегда старайтесь выбирать более легкие весла при других равных параметрах.

 

Каждый читатель, кто более-менее разбирается в физике или математике сразу же раскритикует приведенные выше вычисления. И правильно сделает! В данных вычислениях не учитываются такие важные факторы как длина весла, рост человека, ширина (а значит - сопротивление) лодки, а главное – не учитывается площадь и форма лопасти весла.

Форма лопасти байдарочного весла. Главные стили гребли на туристических и прогулочных каяках.

И так мы плавно переходим к характеристикам главного элемента в весле – его лопастей. Как мы уже писали выше, лопасти бывают симметричные (с двумя одинаковыми половинками) и асимметричные (со слегка скошенным нижним углом).

Кроме этого лопасти могут иметь самую разную форму – полностью плоские, выгнутые, выпуклые в форме ложки, короткие и широкие или же длинные и узкие. Площадь лопасти весла может составлять от 550 см2 до 720 см2 и даже до 800 см2 на некоторых спортивных веслах.

Как правильно выбрать байдарочное весло? Какую выбрать форму лопасти весла? и какая длина весла будет оптимальной?

Когда речь идет о туристическом и прогулочном каякинге, то во всем мире принято различать два основных стиля гребли – гребля «с высоким углом» и гребля «с низким углом».

Как измеряется угол?

Под углом гребли имеется в виду угол между поверхностью воды и веретеном весла:

Стиль гребли с высоким углом. Верхняя рука на уровне глаз.

 

 

Если вы гребете с «высоким углом» – вы заносите верхнюю руку над головой или на уровне глаз. При этом лопасть весла входит в воду резко под высоким углом (вы как будто втыкаете весло в воду).

 

 

Стиль гребли с низким углом. Верхняя рука на уровне плеча или подбородка.

 

Если у вас «низкий угол» - ваша верхняя рука толкает весло на уровне плеча или на уровне подбородка. При этом лопасть весла заходит в воду под низким углом, а веретено наклонено низко к воде (вы как будто кладете весло на воду и начинаете гребок).

 

 

 

Для того чтобы соответствовать каждому стилю гребли разработаны два конкретных вида лопастей:

 

Весло для гребли с низким углом

узкие и более длинные – для стиля гребли с «низким углом»

 

 

Весло для стиля гребли с высоким углом

 

 короткие и широкие – для стиля гребли с «высоким углом»

 

 

Гибридная лопасть весла. Сочетает характеристики весла для низкого и высокого стилей гребли.

 

гибридная лопасть - сочитает характеристики обохих видов лопастей

 

 

Среди рекреационных весел иногда встречаются весла с лопастями «переходного» варианта – чуть длиннее чем для «высокого угла» и чуть шире чем для «низкого угла», они имеют своеобразную каплевидную асимметричную форму. Такие весла хорошо подходят для использования на пунктах проката, поскольку подходят для наиболее широкого круга людей.

Стиль гребли существенно влияет на длину весла. Весла для стиля гребли с «низким углом» должны быть немного длиннее чем весла для «высокого угла».

Американская компания WERNER, основываясь на своем огромном опыте, создала рекомендации по подбору длины весла, исходя из роста гребца, ширины каяка и стиля гребли, который использует каякер.

Рекомендации по подбору длины весла от WERNER учитывают не только стиль гребли, рост и ширину каяка, но также и вид каякинга. Отдельно разработаны рекомендации по подбору весел для туристического каякинга и отдельно – для разных видов сплавного каякинга, а также для каноэ и SUP.

Рекомендации WERNER по подбору весел для туристического каякинга:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации WERNER по подбору весел для сплавного каякинга:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дрожание» весла. Ребро лопасти весла. Размер лопасти и объемные лопасти.  

«Дрожание» весла

Кроме соотношения длины лопасти весла к его ширине также важна и 3-D форма лопасти весла. Не достаточно просто взять длинные или широкие лопасти чтобы весло стало идеальным и подходило под «высокий» или «низкий» стиль гребли.

Когда вы проводите веслом сквозь воду – создается сопротивление, на плоской лопасти весла создается довольно большое сопротивление, в следствии чего весло начинает дрожать, лопасть выворачивается поочередно то в одну, то в другую сторону, избавляясь от излишней нагрузки.

Дрожание весла в воде во время гребли крайне нежелательно, это приводит к большой утере энергии гребка и как результат – к значительно большему количеству гребков на единицу расстояния.

Ребро лопасти весла или "ось лопасти".

Чтобы решить проблему дрожания лопастей весла, основатель американской компании WERNER (Вернер Фаррер старший (Werner Furrer Sr.) придумал разделять лопасть ребром – проведя ось вдоль всей лопасти весла, он слегка наклонил каждую половинку лопасти, создав посредине своеобразное ребро, которое разделяет общий поток воды на два равных потока. По правильному это называется «DIHEDRAL ANGLE» или двугранный угол (создаваемый двумя плоскостями). Благодаря этому весло двигается в воде равномерно, не дрожит и не «убегает» в сторону.

Именно этому простому решению Вернера старшего, которое он принял более 40 лет назад, все мы сегодня пользуемся удобными веслами, которые не дрожат и плавно двигаются в толще воды. Сегодня во всем мире трудно найти производителя весел, который бы не применял эту технологию на своих веслах.

 

 

Размер лопасти. Полноразмерные лопасти и лопасти малого размера.

И так, мы уже знаем, что в лопасти туристического весла важно, чтобы оно было асимметричной формы и было разделено посредине ребром (двугранный угол).

Что еще важно для лопастей туристического байдарочного весла? – Не менее, а может и более важна общая площадь лопасти.

Все люди имеют разную физическую подготовку, разный рост, разный возраст. Кто-то любит быстрый темп гребли - с высокой амплитудой, чтобы весло часто погружалось в воду, а кто-то наоборот – любит медленный темп, и чтобы весло реже приходилось опускать в воду, проводя при этом длинные и плавные гребки. В добавок к вышесказанному, одни каякеры выходят на двух-трех часовую прогулку, а другие плавают по два-три дня или выходят в многодневные экспедиции.

Чтобы соответствовать этим требованиям байдарочные весла также отличаются по площади лопастей.

Условно все весла можно разделить на три группы:

  1. весла с полноразмерными лопастями;
  2. весла с лопастями среднего размера;
  3. весла с лопастями маленького размера.

весла с полноразмерными лопастями – предназначены для физически сильных и подготовленных каякеров. Условно мы можем отнести к полноразмерным все весла с общей площадью лопасти больше 680 см.кв. Как правило это весла для стиля гребли с «высоким углом». Хорошо подходят для каякеров, которые катаются в прибрежных территориях, где нужен сильный рывок, чтобы пройти полосу образований волн, а также хорошо подойдут для катания на реках с течением.

Но выбирая весло – всегда помните, что полноразмерные лопасти – это или для здоровых и подготовленных людей или для короткого заплыва. Не льстите себе и не вводите себя в заблуждение, вы не сможете нормально грести полноразмерными лопастями длительное время, если вы (условно) не «жмете 120 кило от груди».

На длительной дистанции лучше использовать весла со среднеразмерными лопастями, это даст вам ощутимую экономию силы.

весла с лопастями среднего размера - охватывают наиболее широкий диапазон каякеров и моделей весел. Это могут быть как весла для «низкого» так и для «высокого» стиля. К веслам с лопастями среднего размера условно можно отнести все весла, в которых площадь лопасти составляет примерно от 580 до 675 см.кв.

Среднеразмерные лопасти хорошо подходят для более длительных походов, такие весла не переутомляют, а значит вы получаете максимум удовольствия от проведенного на воде времени. Таким веслом можно спокойно грести целые сутки не ощущая при этом излишней нагрузки. Весла с лопастями среднего размера позволяют работать веслом быстрее и поддерживать более высокую амплитуду гребков.

С другой стороны, такие весла могут быть менее эффективны на быстром течении, или где нужен быстрый рывок, к примеру – во время серфинга на каяках.

весла с лопастями маленького размера – это весла для самых маленьких и самых юных каякеров. Как правило, это весла для неподготовленных девушек и женщин или для маленьких детей. К веслам с малоразмерными лопастями условно можно отнести все весла, в которых площадь лопасти составляет примерно до 575 см.кв.

Весла с малоразмерными лопастями рекомендуется использовать детям, подросткам, девушкам, особенно при длительных походах, где нежелательна излишняя нагрузка на неразвитые кисти рук начинающих гребцов.

Весла с малоразмерными лопастями часто выпускаются также с более тонким веретеном, чтобы ребенку или хрупкой девушке было удобнее держать его в руках.

Толщина лопастей. Объемные лопасти.

Как выглядит лопасть обычного туристического весла в профиль или в поперечном разрезе?

В условных 90% случаев – это тонкая (1-6 мм, в зависимости от весла) лопасть, посредине которой проходит утолщение – сердцевина плюс ребро, которое разделяет лопасть на две части – верхнюю и нижнюю.  

Чем дешевле весло – тем большая толщина лопасти (как правило). В рекреационных веслах, где лопасти сделаны из полиэтилена, толщина ребра может достигать 6-7 мм., такие лопасти чрезвычайно износостойкие на механические повреждения, но они самые тяжелые. Чаще всего сочетаются с дюралевым веретеном. Благодаря своей износостойкости такие весла чаще всего используются на пунктах проката.

Полипропиленовые лопасти немного тоньше и легче полиэтиленовых, но зато значительно уступают последним в износостойкости. Средняя толщина ребра такой лопасти 3-4 мм. Также чаще всего сочетаются с дюралевым веретеном. Реже – с композитным веретеном.

Нейлоновые лопасти, армированные стекловолокном или карбоновым волокном имеют примерно ту же толщину, что и полипропиленовые лопасти, но значительно более износостойкие, хотя могут незначительно уступать в весе.

Лопасти из стекловолокна – самые тонкие из всех. Толщина стеклопластиковых лопастей не одинакова, на боках она самая тонкая – около 1-1,5 мм., а на кончике весла всегда идет утолщение до 3мм. чтобы усилить весло и сделать его более износостойким к механическим повреждениям.

Карбоновые лопасти сделаны по схожему принципу со стеклопластиковыми, они имеют примерно ту же толщину лопастей, но при этом весят чуть меньше.

Толщина лопасти влияет на работу весла. Вы сразу почувствуете разницу между обычным веслом с полиэтиленовой лопаткой и тонкой лопастью из стеклопластика. Тонкие лопасти входят в воду бесшумно, не издают всплеска и выходят из воды с характерным очень приятным подпружиниванием. Тонкие лопасти, как правило, создают намного меньше брызг по сравнению с толстыми полиэтиленовыми лопастями, в результате чего вы выйдете более сухим из каяка.

Наконец мы переходим к оставшимся 10% туристических весел – это весла с объемными лопастями.

В поперечном сечении такие весла не имеют выраженной сердцевины как у всех остальных весел, главной их особенностью является позитивная плавучесть самих лопастей.

Если мы условно отсоединим обычную лопасть от весла и бросим на воду – она утонет, вне зависимости от того полиэтиленовая это лопасть или карбоновая (P.S. проверено на практике), но если мы отсоединим объемную лопасть, то она будет плавать на поверхности воды.

Такие объемные лопасти при погружении их в воду сами выплывают, что значительно экономит расход энергии на длительных расстояниях, вам не нужно вытаскивать лопасть весла из воды – она сама «выпрыгнет» и сделает за вас половину работы.

Объемные лопасти изготавливаются из самых легких материалов, таких как карбон или кевлар, и имеют специальный наполнитель внутри.

Весла с объемными лопастями – самые удобные в использовании, но и самые дорогие. Они используются на самых длительных походах.

Изгиб веретена весла. Толщина веретена

Также следует упомянуть об изгибе веретена весла, которое мы держим в руках. Веретено бывает двух типов: прямое и кривое. Кроме того прямое и кривое (изогнутое) веретено может быть стандартной толщины (а точнее – диаметра) или тонким – для маленькой ладони.

Изгиб веретена весла

Прямое веретено позволяет нам легко перемещать хват по всей длине весла, когда нам это нужно, но с другой стороны, когда вы гребете веслом с прямым веретеном, кисти ваших рук сгибаются и постоянно находятся согнутыми под определенным углом. Вследствие этого хват не настолько крепкий, а нагрузка на суставы кистей рук и связки возрастает, что может вызывать боль в кистях рук и такие заболевания как тендинит.

весло с прямым веретеном  Весло с кривым (изогнутым) веретеном

 

Чтобы уменьшить нагрузку на кисти рук производители весел придумали делать веретено кривым в месте хвата. Искривление веретена весла позволяет выпрямить кисть руки и таким образом значительно уменьшить нагрузку на суставы кисти рук и связки. Нами также было замечено, что кривое веретено позволяет значительно крепче фиксировать весло в руке и делать более эффективные гребки. На одной модели весла с полноразмерной лопастью и прямым веретеном наблюдалось некоторое дрожание весла в воде, в то время как весло той же модели с кривым веретеном легко проходило по воде без малейшего дрожания.

Нету каких-либо четких параметров какой должна быть кривизна весла чтобы максимально уменьшить нагрузку на кисть руки. Производители весел делают довольно разную кривизну весел.

На сегодняшний день весла с кривым веретеном делают довольно многие производители, но такие весла изготавливаются только из композитных материалов (карбон, кевлар-карбон, стекловолокно) и относятся к верхнему ценовому сегменту. За весло с кривым шафтом вам придется доплатить в среднем от 70 до 110 USD, в зависимости от модели и производителя.

Толщина веретена

Каждый человек имеет свои индивидуальные антропометрические характеристики – рост, вес, размер ноги и т.д., то же самое касается и руки человека – у каждого человека длина пальцев и размер ладони разные. Соответственно, толщина веретена для парней с большими руками и для девушек с маленькой ладонью должна быть разной.

Весло со стандартным веретеном и с тонким веретеном.Все производители сегодня делают весла с веретеном двух типов: стандартное веретено – для гребцов с большими руками, и тонкое веретено – для гребцов с маленькой ладонью.

Как определить какая толщина веретена вам подойдет?

Американская компания WERNER дает следующие рекомендации: замерьте длину своей ладони от начала запястья до кончика среднего пальца. Если длина ладони составляет до 16,5см. или меньше – тогда вам нужно брать весло с тонким веретеном. Если 18см. и больше – вам подойдет весло со стандартным веретеном. Если длина ладони между 16,5 и 18 см – пробуйте оба варианта и определяйте сами, какой вам подойдет лучше.

Правильно подобранная толщина веретена позволяет уменьшить нагрузку на руки и избежать переутомления во время плавания.

На последок, подбивая итог всему выше изложенному, дадим несколько кратких рекомендаций.

Выбирая себе весло вы должны учитывать следующие факторы:

  1. ваш рост;
  2. ширина вашего каяка;
  3. ваш стиль гребли («высокий» или «низкий» угол) – по этим трем параметрам вы сможете определить нужную длину весла;
  4. назначение вашего весла – просто прогулки или серьезный водный туризм и экспедиции;
  5. ваша физическая подготовка – не берите весла с полноразмерными лопастями, если вы не имеете серьезной физической подготовки;
  6. общий вес весла;
  7. материалы, из которого изготовлено веретено и лопасти весла;
  8. толщина лопастей весла;
  9. толщина веретена весла (должна соответствовать размеру вашей руки);
  10. наличие ребра (двугранного угла) на лопастях весла;
  11. угол разворота лопастей и ваш хват (правый/левый) - Лучше когда есть возможность менять угол разворота;
  12. изгиб веретена (если у вас сильно болят суставы и связки в кистях рук - попробуйте весло с изогнутым веретеном).

Весла для сплавного каякинга и спортивные весла

Весла для сплавного каякинга и весла для спортивной гребли составляют собой две отдельные большие категории.

Весла для спортивной гребли. Спортивная гребля на байдарках и каноэ

а также гребной слалом это уже не просто увлечение, это профессиональный олимпийский спорт, где от вашего весла может зависеть результат или даже престиж страны. Поэтому там существуют совсем иные подходы к подбору весла. Каждое весло тщательно и очень долго подбирается под определенного спортсмена, тренера годами выстраивают нужную комбинацию разных параметров чтобы вывести спортсмена на самые высокие результаты. Кроме того спортсмены часто используют разные весла на разные дистанции чтобы равномерно распределить усилия и добиться лучших результатов. Если вам нужно подобрать весло для профессионального спорта - обратитесь к тренерам по гребле, они смогут дать вам наиболее грамотный совет.

Весла для сплавного каякинга. В сплавном White-Water каякинге существует разделение весел по назначению, а именно – по видам сплавного каякинга:

- весла для родео каякинга (play kayaking)

- весла для сплавного каякинга (creeking & river running)

Эти две группы весел отличаются формой лопастей, а также рекомендуемой длиной весла и углом разворота лопастей.

Для сплавов по рекам используют более длинные весла с большими лопастями и углома разворота примерно 45-60°, в то время как для родео каякинга лучше подходят весла с маленьким углом разворота лопастей - 20-30° и более короткие.

Кроме того, лопасти весел для родео-каякинга имеют специфическую форму, которая позволяет работать веслом максимально близко к борту каяка при выполнии различных сложных фигур.

Мы постараемся написать об отличиях между сплавными веслами и о рекомендациях при их выборе в последующих публикациях.

В качестве эпилога...

Весло – это ваш главный инструмент в каякинге. Вы можете плавать на каяке или каноэ среднего класса, но весло всегда должно быть самое лучшее. Весла нужно подбирать очень тщательно, в зависимости от поставленных задач. Экономить на весле нужно в последнюю очередь. Всегда помните, что весло - это ваш двигатель!

______________________________

При написании статьи были использованы некоторые материалы с сайта http://www.wernerpaddles.com, а также фото с сайтов http://www.canoekayak.com и http://www.brookbankcanoes.co.uk

© Все права защищены. Публикация изложенного материала в сети допускается только при размещении активной гиперссылки на источник. Любое использование в коммерческих целях или публикация - только с письменного согласия правообладателя.

24 ноября 2011 г.
Pobeach-kayaks

Отзывы
Оставить отзыв