Категории

Как починить поврежденную пластиковую байдарку?

Предисловие

Повреждения пластиковых байдарок случаются крайне редко (даже настолько редко, что нам не удалось найти фото поврежденных полиэтиленовых каяков), но все же случаются. Причиной таких повреждений могут служить такие факторы как эксплуатация в экстремальных условиях (сплавные каяки), сильные удары или нарочные повреждения третьими лицами.

За годы работы Интернет-магазина каяков Pobeach-kayaks.com и нескольких сезонов работы пункта проката каяков Pobeach-kayaks, нам уже доводилось сталкиваться на практике с необходимостью отремонтировать поврежденные полиэтиленовые каяки.

Причины повреждений были разные, в основном повреждения корпуса случаются на носовой части каяка на уровне ватерлинии - когда неопытные гребцы (а в 90% случаев люди садятся в каяк впервые)  врезаются на полном ходу в металлические подводные или надводные преграды или с разгону выводят каяк носом на берег, а не причаливают боком как это полагается.

Результатом таких "причаливаний" с разгону стали два более-менее заметных повреждения каяков на носу на уровне ватерлинии - в обоих случаях были сделаны острые порезы каяков - на 5-7 мм. в глубину, но при этом материал корпуса только оттопырился создавая своеобразную заусеницу. 

Также был один случай поломки сидения, которое вылито целиком в корпусе каяка и является его составной частью. Можно предположить, что кто-то из клиентов наступил на край сидения садясь или выходя из каяка, когда каяк упирался не на воду а на землю.

Также был один случай нарочной порчи каяка работниками транспортной компании (на ЖД станции - пластиковый каяк продырявили несколько раз отвёрткой. Именно по этой причине мы не пользуемся больше услугами ЖД перевозок).

Все перечисленные выше повреждения каяков были быстро устранены путем пайки пластика с помощью... зажигалки.

Приступая к ремонту полиэтиленового каяка

Сразу оговоримся - данный способ применим для полиэтиленовых каяков, которые изготовлены из однородного/однослойного полиэтилена по технологии ротомолдинга. Мы не пробовали (пока) ремонтировать каяки из полиэтилена пита сэндвич или другие каяки из специальных композитных материалов. Приступая к ремонту своего каяка описанным ниже способом вы берете на себя всю ответственность за результат.

Использовать нужно только качественные зажигалки (желательно типа BIC или Criket), которые заправлены качественным газом и не коптят. Дешевые зажигалки сильно коптят и оставляют на пластике копоть, которая не смывается и удаляется только со слоем материала.

Приступая к пайке вашего каяка предварительно вычистите и протрите насухо (просушите феном) место повреждения так, чтобы в месте спайки не было песка или ила.

Если нужно подвесьте каяк или положите на высокую опору. Вы должны иметь максимально удобный доступ к месту спайки.

Наиболее удобно работать в закрытом помещении, где нету сквозняка - пламя горит равномерно и не раздувается.

Всегда желательно иметь на подхвате запасную зажигалку для замены и/или чередования, поскольку зажигалку нужно держать довольно долго и она может сильно нагреться или расплавится. Также можете иметь на подхвате обычный (женский) фен с режимом холодного обдувания - на случай если вам нужно будет быстро остудить пластик.

Ремонт полиэтиленового каяка

После того как вы все подготовили можете смело зажигать зажигалку и подставлять огонь к поврежденному месту. Нагревайте само место повреждения, широкое пламя от зажигалки накроет примерно 2-3 см площади каяка, по 1-1,5 см в каждую сторону от места повреждения.

Пластик, который используется для изготовления ротомолдинговых каяков довольно устойчив к возгоранию и плавится довольно медленно - держите зажигалку до тех пор пока пластик в месте нагрева не начнет блестеть и отражать пламя. Когда пластик заблестел и вы увидели четкое отражение пламени - прижмите уже мягкий пластик боком зажигалки к корпусу каяка. 

Сразу может и не получится, место спайки может быть заметно и с бугорками. Продолжайте равномерно разогревать корпус каяка в месте повреждения. Вскоре пластик станет мягким и очень пластичным. Он будет слипаться и начнет немножко провисать. Это очень важный момент! Когда вы увидите, что пластик начинает деформироваться - прекращайте нагревание. Доведенный до такого состояния пластик очень пластичен и его можно легко прижать к основному корпусу.

Если вы сделали все правильно - шва практически не будет видно. 

Если в корпусе каяка образовалась дыра которую невозможно заделать или склеить из того пластика, который остался вокруг повреждения - отрежьте небольшую полосу пластика с кокпита каяка, разогрейте ее и приложите на место повреждения. Затем опять разогрейте пластик до того момента пока полоса и корпус каяка не начнут слипаться в однородную массу. 

Ни в коем случае не позволяйте пластику закипать или таять! Такие деформации корпуса будут необратимы и вы не сможете исправить их в дальнейшем.

Как показала практика, накапывание горячим (расплавленным) пластиком на место повреждения не дает нужного эффекта. Расплавленный пластик не цепляется за холодный корпус и не прилипает к нему с достаточной силой. Такой шов разойдется при первой же серьезной нагрузке.

Меры предосторожности

1) Не используйте промышленные фены - вы можете очень быстро и слишком сильно нагреть большую площадь корпуса каяка и он деформируется. Восстановить прежнюю форму корпуса будет крайне сложно.

2) Не используйте промышленные паяльники, зажигалки высокого давления и т.д. - пламя, которое они производят имеет слишком высокую температуру. В итоге верхний слой пластика уже начинает гореть или течь в момент когда основной слой корпуса еще не разогрет и не достиг той пластичности при которой можно делать спайку (P.S. проверено на практике). Вы можете непоправимо испортить корпус вашего каяка таким "орудием".

3) Не позволяйте полиэтилену течь и деформироваться - это сигнал, что вы слишком сильно нагрели полиэтилен.

4) Берегитесь ожогов - не работайте в нейлоновых или резиновых перчатках. Лучше всего работать без перчаток - так вы будете лучше чувствовать как прогревается пластик.

И на последок... Вы всегда можете найти в сети другие способа ремонта пластиковых каяков.  Мы описали то, что испробовали сами и что работает.

Приятного вам каякинга! И не забывайте одевать жилет!

_______________________

© Все права защищены. Публикация изложенного материала в сети допускается только при размещении активной гиперссылки на источник. Любое использование в коммерческих целях или публикация - только с письменного согласия правообладателя.

18 октября 2011 г.
Pobeach-kayaks

Отзывы
    Оставить отзыв