Категории

Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов

Археологи утверждают, что история маломерных судов насчитывает более 4000 лет. Использовались суда коренными народами севера (алеутами, чукчами и эскимосами и североамериканскими индейцами) для морской охоты.

В зависимости от географического расположения, климата и фауны отдельных территорий, байдарки, каяки, анъяпики, умиаки и каноэ несколько различались по своей конструкции. Предназначение у всех судов было одно и тоже – охота, война или перевозка грузов и людей.

Эскимосы изобрели – каяк, умиак, а также анъяпик (байдара)
Алеуты – байдарки
Чукчи – байдары
Американские индейцы – каноэ
Австралийцы – челнок
Коренные жители Ирландии и Уэльса – коракл

Конструкция судов в большинстве случаев схожа – жесткий каркас обтягивается гибкой и прочной оболочкой. Роль каркаса, как правило, исполняло дерево, а в роль оболочки – шкуры морских животных, либо кора деревьев. Скреплялись части каркаса при помощи сухожилий, китового уса или волокна деревьев, а роль герметика для оболочки лодки выполнял жир, либо смола.

Также суда различались по своему объему, обитаемости, по длине, высоте бортов и ширине конструкции. Например, гренландские эскимосские байдарки более узкие, обтекаемые и низкие, в то время как алеутские байдарки выше и большего объема. Чукотские байдары – короткие и устойчивые на курсе, а алеутские более маневренные. На своих судах люди транспортировали груз, но чаще всего они охотились или воевали. Для того, чтобы замаскироваться и подойти к добыче, передние части лодки зачастую укрывались белыми шкурами, для того, чтобы походить на окружавший их лед.

В зависимости от вида судна, различался способ транспортировки убитых животных на землю. Некоторые вместительные байдарки позволяли везти добычу внутри лодки или на ней. Зачастую, животные обрабатывались сразу в судне, ненужные куски выкидывались. Таким образом, в байдарку складывали только самые необходимые части добычи. В некоторых случаях, груз транспортировали на специальном плоту или привязанных к нему воздушных пузырях. Некоторые морские животные буксировались по воде при помощи багра.

Для охоты зачастую применялись гарпуны или копья, оснащенные воздушными пузырями. Эти пузыри могли использоваться в качестве элементов непотопляемости, как для добычи, так и для охотников, оказавшихся в воде. Также, различные суда бывали оснащены парусами, аутригерами, элементами непотопляемости (воздушными пузырями), заглушками для люков (аналог современных юбок и драйтопов).

Люди одевали водонепроницаемую, теплую одежду, а также осваивали техники выживания (эскимосский переворот). Сегодня, древние байдарки, каяки и каноэ хранятся в различных музеях, но некоторые виды лодок сохранились лишь на картинках, либо безвозвратно утеряны.

Большая часть технологий и навыков утрачены и восстанавливаются по крупицам. Современные байдарки, каяки и каноэ отличаются от своих исторических аналогов материалом, некоторым дополнительным оборудованием (например, рули и герметичные грузовые отсеки), а также повышенной безопасностью плавания. Лодки теперь используются не для охоты и добычи пищи, а для отдыха. Это и является главным отличием современных судов, повлиявшим на их функционал и внешний вид.

История современных судов началась примерно в 19 веке, когда каяки, байдарки и каноэ стали использовать в Великобритании, Германии и некоторых европейских странах в качестве туристских судов. Одним из основоположников водного туризма стал английский юрист - Джон Мак Грегор. В 1865 году он построил аналог эскимосского каяка, который назвал «Роб-Рой». Длина каяка была – 4,5 метра, а ширина 0,7 метра. Позднее, он сделал вторую подобную лодку и прошел на ней многие реки и озера Центральной Европы, а также Балтийское море, Красное море и Суэцкий канал. Помимо этого, он путешествовал по Норвегии, Швеции, Дании, Германии. В 1874 году Джон основал первый в мире гребной клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. Позднее он выпустил свой журнал «Каноист».

В России первые подобные суда появились в 1860 году, когда в Петербурге начали проводиться соревнования на лодках, ставших прототипами современных байдарок. На этих лодках гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом.

Эскимосский каяк, умиак и анъяпик (байдара)

Эскимосы (от алгонкинского э с к и м a ii ц и к – питающиеся сырым мясом) - самый восточный народ России. Живут на северо-востоке страны, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек", «инуит».

Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерна добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

«Вот какую сцену наблюдал Иильсехер ранним летом 1962 года в селении Гембелл: Вся улица устлана тюленьими и моржовыми шкурами и моржовыми черепами с окровавленными бивнями. Охота была удачной, но теперь стадо уже ушло дальше вместе с дрейфующим льдом. Когда в разделке туш наступает перерыв, эскимосы вспарывают моржу брюхо и досыта напиваются теплой крови. Сердце и печень они кидают в лодку, обтянутую кожей, а гору мяса вываливают в море. Закон запрещает это, но склады в деревне и так битком набиты моржовым и тюленьим мясом - и охотничий сезон близится к концу.»  

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду из птичьих шкурок. Эскимосы изобрели закрытую (мужскую) охотничью лодку – каяк и открытую кожаную (женскую) – умиак.

Каяк – мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. На каяке имелось парусное вооружение. На реках тоже использовали каяки, они были длиной от 9 до 12 метров и очень узкими.

Умиак – женская грузовая лодка. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Нос и корма его были тупоконечными. Умиак был значительно крупнее каяка, при длине корпуса от 6 до 10 метров он мог одновременно выдерживать более двадцати человек. На 30-футовый умиак требовалось около семи шкур. У эскимосов молодые женщины использовались как рабочая сила — гребцы на байдарах. Гребли женщины на умиаке в одиночку, а мужчины сопровождали женщин на маленьких одноместных каяках.

Также, существовали и большие байдарки, которые достигали в длину 10 метров, а чтобы улучшить мореходность к ним крепился парус, который шили из кишок животных. Пользовались такими байдарками для передвижения по воде.

Байдара (анъяпик) – устойчивая, легкая, быстроходная лодка. Делалась из деревянного каркаса, обтянутого моржовой шкурой. Анъяпик бывал как одноместным, так и многоместным. Мог вмещать в себя до двадцати пяти человек.

Также эскимосы известны тем, что изобрели эскимосский переворот.




Эскимосский переворот – основная техника выживания при опрокидывании каяка во время охоты на тюленей или китов. Нередко эскимосы были вынуждены сами опрокидывать свои крошечные суденышки, чтобы высокие тяжелые волны не сломали им шею. Для того чтобы вынырнуть на поверхность, охотники применяли так называемый эскимосский переворот, делая под водой гребок коротким веслом. Это было первое, чему сын учился у своего отца в море, и это не удивительно. Морская охота в те времена была крайне опасным делом.

Очень часто суда попадали в шторм, но не менее страшны бывали и раненые животные. Они могли опрокинуть любое судно и от умения поставить каяк на ровный киль, зависела жизнь охотников. К сожалению, не смотря на обучение технике выживания и наличие непромокаемой теплой одежды, многие мужчины все-таки гибли. К примеру, в 1888 году в Южной Гренландии зафиксировано 162 случая смерти. В 1889 году насчитывалось 272 случаев смерти. При этом, общая численность населения тогда составляла всего 5614 и из них 2591 мужчин. Получается, что за два года на море погибло 434 человека, то есть примерно 1/12 от общего количества жителей.

 

Алеутская байдарка

Алеуты - островной народ тихоокеанского Севера. Вся их жизнь фактически проходила на море. Добывали алеуты пищу за счет морской охоты, рыболовства, собирательства при помощи морской байдарки.

Как выглядела алеутская байдарка:
 
Алеутская байдарка – одноместное судно, длиной до шести метров. Представляет собой эластичный деревянный каркас, скрепляемый при помощи китового уса. Снаружи каркас обтягивался кожей тюленей или нерп. Для обшивки больших байдарок алеуты использовали моржовую шкуру. Швы промазывали жиром. Нос, на который надевался специальный предохранительный чехол, имел внизу специальный выступ-волнорез. Корма лодки была косо срезана, что позволяло дать задний ход между льдинами. Обшивку ежегодно меняли, следили за ее сохранностью.Скорость алеутской байдарки достигала до восьми – десяти километров в час.

На байдарке алеуты ходили за сотни километров в любую погоду, ориентируясь в тумане по полету птиц и течениям. При сильной волне на бортах крепили поплавки из нерпичьих шкур или желудка тюленя, которые обеспечивали плавучесть, даже если лодка наполнялась водой, а люк в обшивке затягивался герметично люком. Гребец одним движением мог поставить опрокинутую лодку на киль и продолжить плавание. Течь умели заделывать на плаву. На таких суденышках добывали даже 150-тонных гренландских китов. Грузоподъемность байдарки составляла до трехсот килограмм.

Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка сделанная из птичьих шкурок. Одежда алеута была непромокаемой. На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев - обереги, охраняющие охотника во время промысла от сил зла и привлекающие добычу.Как правило, охотились алеуты группами из пятнадцати – двадцати человек. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок».

В настоящее время алеутские байдарки хранятся в фондах Центрального Военно-морского музея СПб, а также в собрании американского отдела МАЭ. Привезены в Петербург байдарки были выдающимися русскими исследователями и мореплавателями Ю.Ф. Лисянским, М.П. Лазаревым, В.М. Головниным.

Чукотская байдара

Ч‘УКЧИ, [лыгъо равэтлъан] (самоназвание - "настоящие люди"), коренное население Чукотского АО России, живут также на севере Корякского АО и в Нижне-Колымском районе Якутии. Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание [чаучу] - "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание - [анкалын] - "береговой"), живущих совместно с эскимосами.

В начале 1-го тысячелетия часть племён продвинулась на морское побережье, где частично ассимилировала эскимосов, а частично восприняла их образ жизни и культуру. Соответственно, чукчи переняли и способы изготовления промысловых байдарок.

Чукчи в нашем сознании ассоциируются с героями анекдотов, однако практически никто не знает, что этот мужественный народ почти полтора века отстаивал свою независимость и разбивал российские колониальные войска. Чукчи сражались за свою независимость с русскими землепроходцами, казаками и даже с солдатами, которым так и не удалось покорить их силой.

Чукотская байдара - легкая, переносимая вручную, прочная, устойчивая на воде лодка, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом. Деревянный каркас, состоящий из тонких березовых, сосновых или кедровых реек, выстругивается острым ножом, скрепляется ремнями, после чего обтягивается шкурой моржа. Байдара вмещает от одного до 20-30 человек. На изготовление одной байдары средней величины уходит от четырех до шести шкур, в зависимости от их размеров. Шкуры специально обрабатываются, высушиваются, а при обтягивании деревянного каркаса специально размягчаются, а затем вновь высушиваются, чтобы они более плотно прилегали к древесине. Днище высушенной, готовой к использованию байдары слегка просвечивает и звенит, подобно бубну. Для килевой части байдары берется наиболее толстый участок шкуры моржа – ее спинная часть.

Основное занятие береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. Также с байдар чукчи ловили рыбу. Естественно, приморские жители активно использовали водный транспорт – байдары, которые на зиму они оставляли у оседлых сородичей или, разобрав, забирали с собой на зимовье. На моржа охотились группами по несколько байдар.

Набеги и перемещение по морю производились на байдарах — лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый)  каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6—10 м, ширина — 2—3 м, а грузоподъемность — 4 т. Обтяжку, состоящую из 2—3 шкур, меняли каждый год, а при бережном использовании — через 2—3 года, поскольку она становилась хрупкой. Вообще же байдару было легко разобрать и даже уменьшить при необходимости ее размер. Вес такой байдары был 130—160 кг. Видимо, такие байдары были типичны в XVIII—начале XX в.

Функции экипажа были следующими: впереди сидел человек, отталкивающий багром льдины, позади — рулевой-владелец байдары, руководитель, в центре размещались на скамьях по 2—3 гребца с короткими однолопастными веслами, крепящимися в кожаных петлях, дисциплина в байдаре была строгая: гребли синхронно, отдыхая 5—10 минут в час. Байдара, кроме экипажа, могла вмещать и воинов, которые сидели на полу и помогали грести, дергая за веревку на конце весла.

Уже в конце XVIII в. байдара имела еще и замшевый квадратный парус, однако основной ход был все же на веслах. Байдары данного типа (по-эскимосски ан'ьяпик) предназначались в первую очередь для охоты на крупного морского зверя. Для дальних морских поездок и походов существовал специальный тип байдары. В конце XIX в. байдары этого типа также имели прямоугольный парус из ровдуги. Для сравнения отметим, что большие байдары у североаляскинских эскимосов имели парус уже в 1830-х гг.. Такая лодка имела в длину примерно 15 м и по-эскимосски именовалась ан'ъях'лъяк. Скорость такой большой байдары была до 10 км/ч. Подобные байдары могли принять на борт 20—30 человек, часть из них, очевидно, гребли, а часть были просто воины. 

Для путешествия чукчи, жившие по берегу Ледовитого океана, брали в байдару огонь, который разводили на ящике с песком или на дерне. Против течения реки байдару могли тянуть собаки или олени. Судя по документам для передвижения по рекам с военными целями чукчи, наряду с байдарами, использовали одноместные однодеревки. Это была типично охотничья лодка длиною 3,7—5,8 м, шириною 53—70 см, высотою 53—62 см, предназначенная для передвижения по мелководным рекам и озерам.

Гребля велась двухлопастным веслом или просто шестом. Такая лодка была неустойчива, когда были волны, ее могло залить водой, и, следовательно, она была опасна для охотника, обычно не умевшего плавать. Данные лодки в источниках именуются батами.

Приморские жители использовали во время военных действий и каяки — однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча — 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время. Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться.

В конце прошлого века, да и в начале нынешнего, чукотские байдары использовались в туристических целях. Действовали туристические частные фирмы, осуществлявшие экскурсии вдоль побережья к историческим местам на байдарах.

Но в настоящее время байдары для перевозки туристов не задействуют. А причиной тому – гибель четверых иностранных туристов, которые вышли в море в шторм. В основном теперь строятся байдары гоночного варианта. В отличие от байдар, ранее предназначавшихся для охоты, гоночные более узкие, более мелкие и более легкие. В них размещаются шесть гребцов и один рулевой. Сейчас стоимость байдары выше, чем стоимость моторного катера, это и понятно – ручная единичная работа мастера всегда ценится высоко. Байдара к тому же служит человеку лишь пять–семь лет». 

Байдара, кстати, изображена на гербе ряда приморских поселков Чукотки, а также на эмблемах общественных организаций округа. Используется изображение байдары и при изготовлении сувениров, изделий из моржового клыка, китового уса. Местными композиторами написано несколько песен, посвященных романтике плавания под парусом на байдарах.
_______________________________________
*В статье использованы материалы работы "Военное дело чукчей" Нефедкина А.К.

Индейское каноэ (пирога)

Многие люди любят березки, и это не удивительно. Ведь это очень красивые стройные, нарядные деревья. Считается, что березы - один из символов России но, тем не менее, мало кто знает, что березы являются исконными жителями долины реки Коннектикут. Коренные американцы, широко использовали все части этого дерева, но самым важным материалом, несомненно, была березовая кора. Береста играла главную роль при изготовлении каноэ.

Каноэ из бересты удобно перевозить, потому что оно очень легкое. Вторым его достоинством является большая грузоподъемность. В зависимости от предназначения каноэ делали разных размеров. Маленькое охотничье каноэ, длиной два метра, вмещало в себя одного - двух человек. Каноэ, предназначенное для плавания в открытом море, могло быть до шести метров длиной, и им управляли несколько гребцов. Некоторые каноэ, могли принимать на борт до ста человек. 

Каноэ среднего размера было достаточно легким для того, чтобы его мог нести один человек. На такой лодке можно было путешествовать как по ручьям, так и по крупным рекам.

Из всех индейцев Северной Америки, Центральной Америки и Южной, северо-западные индейцы связаны с морем наиболее тесно. Они ловили рыбу, охотились на морских выдр, тюленей и даже на китов. В китобойном каноэ могло разместиться до шестидесяти человек, и достигали лодки до пятнадцати - двадцати двух метров в длину.

Австралийский челнок и коракл

Австралийский челнок

Для хождения по морю и охоты, австралийцы использовали челнок - каркас, обшитый древесной корой. По силуэту он очень напоминает тасманийский плот, но конструкция у него как у настоящей лодки, а не плота. От ствола эвкалипта с помощью каменного рубила аборигены отделяли длинную полосу коры и нагревали над костром, чтобы сделать ее гибкой. Из гибких ветвей, согнутых, словно ребра, сооружали каркас, сверху приделывали упор для ног гребца и по всей длине перевязывали лодку травяными веревками, которые не дают ветвям разойтись. Нос и корма обвязывались волокнистой корой.

Коракл 

Коренные жители Ирландии и Уэльса изобрели коракл -
рыбачью лодку,  сплетенную из ивняка. По своей структуре коракл напоминают эскимосский каяк и умиак, только в них вместо кожи используется кора. По форме судно напоминает ореховую оболочку. Каркас делается из ивовых прутьев.  Раньше для изготовления внешнего слоя использовали шкуру животного и покрывали дегтем, чтобы добиться водонепроницаемости.  Сегодня в качестве материала применяют прорезиненную ткань, стекловолокно. В давние времена кораклы широко использовались англичанами в промысловых целях. Рыбаки обычно действовали попарно. Каждый садился в свою лодку. Одной рукой человек держал сеть, другой - работал веслом. Когда невод наполнялся, ловцы вдвоем вытягивали сеть. Сейчас кораклы больше подходят для туристических целей. Встретить их можно плавающими по рекам Уэльса.
 

Военные операции на байдарках

Мало кто знает, но байдарки могут использоваться не только для охоты, транспортировки грузов или туризма, но и в военных целях.

Например, чукчи издревле были очень воинственным народом. Американские эскимосы вначале 1790-х гг. жаловались русским, что чукчи, "почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен".

Набеги и перемещение по морю производились на байдарах – лодках из нескольких моржовых кож, натянутых на деревянный (еловый или сосновый) каркас. Длина охотничьей байдары, в которой обычно размещалось восемь человек, была 6-10 м, ширина – 2-3м, а грузоподъемность – 4 т.

Приморские жители использовали во время военных действий и каяки – однолючные байдарки для одного человека. Их длина была 1,8 м, ширина 70 см, высота до центрального обруча – 20 см. Эта типично охотничья лодка могла лишь по случаю применяться в военное время. Поскольку в ней гребец держал двухлопастное весло двумя руками, то с нее было неудобно сражаться, и для боя воин стремился спешиться.

Благодаря своей быстроходности, легкости и малозаметности, применялись байдарки для войны не только чукчами, но и британскими и австралийскими подразделениями специального назначения. Байдарки использовались морским подразделением для поведения специальных разведывательных операций, специализирующихся на сборе информации, наблюдении, подводных атаках и диверсиях. Подобные суда назывались «Cockleshell Canoes» - ракушка.

Военные каяки в современной истории:


___________________
© Текст статьи с сайта www.sevprostor.ru
 

Славянская лодка-долбанка – аналог каяков и каноэ из цельного дерева

Славяне также не отставали от жителей дальнего севера и изобрели свои маломерные суда. На территории проживания славян, в частности - на территории бассейна таких рек как Днепр и других больших славянских рек, были широко распространены долбанки (укр. - "довбанка").

«Долбанка» — лодка-однодеревка, которая выдалбливалась из ствола осины, вербы («вербовка»), липы («липка»), дуба («дубок»). О славянских лодках-долбленках, лодках-однодеревках европейцы узнали от греков. «Славяне зимой повсеместно рубят моноксилы, а весной опускают их на воду...», — писал византийский император Константин Багрянородный, который в Х веке путешествовал по Днепру. В разных регионах были свои особенности строительства долбленых суденышек. В глухих белорусских селах до сих пор можно встретить долбленые челны — «камяги». Как правило, они имеют корытообразную форму. По бокам на уровне водной поверхности для устойчивости на плаву прибиваются доски (крылья, «поплавы»).

"О долбленых челнах мне рассказывали рыбаки по всему Днепру, а увидеть довелось на окраине Киева в селении Корчеватом. Местный школьник — заядлый рыбак и любитель водных путешествий — купил «долбанку» в одном придеснянском селе. Она до сих пор исправно служит ему. Паренек провел меня по дворам местных жителей. На одном огороде мы обнаружили сразу три старых с прогнившими бортами «долбанки». Нашелся и старик, который рассказал технологию изготовления долбленых челнов: «Дерево для довбанок рубали зимой или ранней весной. Ствол резали вдоль на две лодки. Корма располагалась там, где ствол был шире. Сначала топором и рубанком изготавливали „верх“ — ту часть, что до воды. Потом теслом выдалбливали середину, оставляя в корме „порожек“. Чтоб толщина довбанки по бортам везде была одинаковой, в борта забивали колышки — „маячки“ одинаковой длины из более темной породы дерева. Как дошел до „маячка“, так кончай в этом месте тесать. Потом в лодку наливали воды и бросали туда горячие камни, чтоб „развалить“ борта. „Гребки“, весла по нашему, делали из ясеня, эта порода наименьше вбирает воду...»

Фото с сайта http://i.kremenchug.ua

___________________

© При написании раздела о долбанках использована информация с сайта www.kaliningrad-fishing.ru

Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов Каяки, Байдарки, Каноэ - история происхождения каркасных маломерных судов
9 февраля 2012 г.
Pobeach-kayaks

Отзывы
    Оставить отзыв